Новое в административном и административно-процессуальном законодательстве

16.12.2013 года  Палатой представителей принят Закон  № 120-3 Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений  в кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», одобрен Советом Республики 19.12.2013 года, зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 января 2014 г. N 2/2118.

Рассмотрим наиболее значимые дополнения и изменения, внесенные в кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), предусмотренные Законом № 120 –З.

Так, отменены минимальные пределы штрафов за отдельные административные правонарушения: клевета и оскорбление; нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов; незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, нарушение порядка вывоза товаров из Республики Беларусь (за исключением совершенных повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) и др..

В новой редакции изложены составы административных правонарушений, заключающиеся в нарушении законодательства об исполнительном производстве. В частности, нарушение должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем  срока возврата исполнительного документа судебному исполнителю наказывается предупреждением или штрафом до 10 базовых величин;  уклонение должника от выплаты подлежащих взысканию с него денежных средств, выразившееся в непредставлении информации или в представлении заведомо недостоверной информации об имеющемся у него имуществе, о месте нахождения его имущества, об изменении места работы или жительства, о дополнительном заработке (в том числе за работу по совместительству) и иных доходах, влечет наложение штрафа до 50 базовых величин  или административный арест, а на юридическое лицо — до 1000 базовых величин.

В новой редакции изложены требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ст.11.9 ПИКоАП постановление по делу об административном правонарушении состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части постановления указываются дата и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилия, имя и отчество судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс.

Описательная часть постановления должна содержать описание административного правонарушения, признанного доказанным, с указанием времени, места, способа и иных обстоятельств его совершения. В описательной части постановления о прекращении дела об административном правонарушении излагаются сущность вмененного лицу административного правонарушения в соответствии с протоколом об административном правонарушении, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, послужившие основанием для прекращения дела об административном правонарушении.

Мотивировочная часть постановления должна содержать оценку доказательств виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, обоснование налагаемого вида административного взыскания либо прекращения дела об административном правонарушении.

Резолютивная часть постановления должна содержать принятое по делу об административном правонарушении решение, в том числе указание на соответствующую часть статьи, статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; вид, размер (срок) налагаемого административного взыскания (основного и дополнительного); основания прекращения дела об административном правонарушении; срок и порядок обжалования постановления.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении, за которое в качестве административного взыскания предусмотрена депортация, при принятии решения о депортации должен быть решен вопрос о сроке запрета въезда в Республику Беларусь.

В постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса.

ПИКоАП предусматривает, в каких случаях и кем  составляется  мотивировочная часть постановления.

Мотивировочная часть постановления составляется судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении:

1) по собственной инициативе, а также если за совершенное административное правонарушение налагается административное взыскание в виде административного ареста или депортации — при вынесении постановления;

2) по заявлению лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, их представителей, защитника, а также руководителя органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в случае прекращения дела об административном правонарушении либо наложения административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

3) в связи с обжалованием (опротестованием) не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Заявление о составлении мотивировочной части постановления может быть подано в течение срока, предусмотренного на обжалование (опротестование) не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно  Закону Республики Беларусь 04.01.2014 г. №120-3 установлен общий срок подачи жалобы (протеста) на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении — 10 суток со дня объявления постановления. В случае вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется административный процесс, срок подачи им жалобы исчисляется со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении. При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение десяти суток со дня получения копии мотивировочной части постановления. Специальный срок (5 суток со дня объявления постановления) установлен для постановлений о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации.

Данные сроки начинают исчисляться со следующего дня за днем объявления постановления, вручения или получения его копии (копии мотивировочной части) лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба (протест) отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту. Жалоба (протест), поданная с пропуском срока, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест, с разъяснением лицу, подавшему жалобу (протест), порядка обращения с ходатайством о восстановлении срока.

Таким образом,  Закон Законом № 120–З  детально регулирует принятие мотивированного постановления по делу об административном правонарушении, порядок и сроки его обжалования.

Буйновский Александр Викторович, адвокат Минской областной юридической консультации № 3